Деятельность

Целями деятельности Учреждения являются:

1)    Содержание, воспитание и социальная адаптация для последующей интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  а также детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей (далее – воспитанников);

2)    Защита прав и законных  интересов воспитанников;

3)    организация содействия устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семью;

4)     коррекция нарушений в физическом и (или) психическом развитии, психолого-медико-педагогическая реабилитация воспитанников.

 Для достижения целей деятельности,Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

1) круглосуточный прием и содержание детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, в том числе создание условий пребывания детей в организации для детей-сирот, приближенных к семейным, и обеспечивающих безопасность детей;

2) уход за детьми, осуществление мероприятий по обеспечению оптимального физического и нервно-психического развития детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей, воспитание детей.

3) осуществление полномочий опекуна (попечителя) в отношении детей, в том числе защита прав и законных интересов детей;

4) деятельность по предупреждению нарушения личных неимущественных и имущественных прав детей;

5) консультативная, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная и иная помощь родителям детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав;

6) организация содействия устройству детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей,

7) организация проведения информационных кампаний по привлечению лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, а также по проведению совместных культурно-массовых мероприятий с такими лицами, благотворительными организациями, волонтерами и другими лицами;

8) подготовка детей к усыновлению (удочерению) и передаче под опеку (попечительство);

9) восстановление нарушенных прав детей и представление интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах;

10) психолого-медико-педагогическая реабилитация детей, в том числе реализация мероприятий по оказанию детям, находящимся в организации для детей-сирот, психологической (психолого-педагогической) помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи детям, возвращенным в организацию для детей-сирот после устройства на воспитание в семью;

11) оказание детям квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии;

12) ведение в установленном порядке личных дел детей;

13) организация и обеспечение  профессиональной консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка.

Группы воспитанников

2019-2020 год

Всего воспитанников: 17 человек

Количество групп: 3

Принцип формирования групп: по семейному типу

 

Группа

Возраст детей

Количество детей

Воспитатели

1

8-17

6

Бояршинова Лариса Валентиновна

Долгушина Лидия Михайловна

Шлыкова Дарья Валерьевна

Нестюк Алексей Дмитриевич

2

5-16

5

Вдовиченко Татьяна Владимировна

Ильина Дарья Михайловна

Иванчуков Алексей Владимирович

3

6-17

6

Кабирова Елена Иннокентьевна

Андрианова Анна Владимировна

Скоба Альбина Михайловна

Наводчикова Александра Юрьевна

                                 

 

     

 

 В работе используются лицензированные программы дополнительного образования:

  • Программа дополнительного образования «Обучение изобразительной деятельности воспитанников в объединении «Акварелька»;
  • Программа дополнительного образования «Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни»;
  • Программа адаптации и развития самосознания вновь прибывших воспитанников подросткового возраста «В поисках своего Я»;
  • Программа дополнительного образования «Нравственное становление несовершеннолетних посредством воспитания ответственности как личностного качества»;
  • Программа дополнительного образования: «Шагаем по жизни уверенно».

 

                                              

 

 

Пояснительная записка

В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности.

Теоретики эстетического воспитания считают, что в возрасте от 7 до 13 лет происходит потеря детской непосредственности в восприятии искусства. Вместе с тем воспитанники младшего и среднего школьных возрастов обнаруживают повышенные восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные функции руки и глазомер.

Немаловажную роль в современных условиях жизни воспитанника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий.

Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения» Эстетическое воспитание ребят средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности воспитанника, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Отличительные особенности  данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у воспитанников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

-       занятия в свободное время;

-       обучение организовано на добровольных началах всех сторон (воспитанники, педагоги);

-       обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

-       допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Цель:  Развитие личности ребёнка  средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи:

1.  Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами.

2. Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности.

3. Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.

Программа кружка «Акварелька» рассчитана на детей от 7 до 13 лет. Набор свободный. Состав группы постоянный. Количество 10-15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Срок реализации 3 года, 102 часа, из них теоретических занятий – 20 ч, практических занятий – 76 ч, экскурсии – 6ч. Первый год обучения – 34 ч., второй -34ч., третий – 34 ч.

Кадровое обеспечение программы: занятия проводит педагог-организатор, владеющий навыками преподавания изодеятельности или педагог дополнительного образования(при наличии)

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

-       ознакомительный – первый год обучения для обучающихся 7 – 8 лет;

-       развивающий  –  второй год обучения для обучающихся 9 –10 лет;

-       исследовательский  –  третий год обучения для обучающихся 11–13 лет.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Например, в группе первого года обучения дети  выполняют  творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Возрастные особенности воспитанников    

Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.

Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях.

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.

Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Задачи 1 года реализации программы:

-       формировать художественные умения и навыки

-       приобщать к миру искусства через практическую деятельность

-       развивать воображение и навыки сотрудничества.

Ожидаемые результаты:

-       развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания

-       умение организовать рабочее место.

-       бережное отношение к инструментам, материалам.

-       развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.

-       ознакомление с художественными

-       овладение основами художественной грамоты

-       знание цветов и изобразительных изображения.

-       приобретение навыка работы в паре, группе

Задачи 2 года реализации программы:

-       совершенствовать полученные умения и навыки

-       организовать обучение в тесной связи с окружающим миром природы и социума

-       обогащать нравственный опыт детей

Ожидаемые результаты:

-       Ориентирование в социальных ролях

-       Нравственно-этическое оценивание своей деятельности.

-       Развитие наблюдательности, зрительной памяти.

-       Активное использование в речи терминов.

-       Соблюдение  последовательности выполнения работы.

-       Умение сравнивать и правильно определять  пропорции предметов, их расположение, цвет.

-       Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях.

-       Участие в коллективном обсуждении

 Задачи 3 года реализации программы:

-       учить применять умения и навыки в различных видах художественной деятельности

-       способствовать проявлению творческой индивидуальности

-       раскрывать личность ребенка и его отношение с окружающим миром через продукты художественного творчества.

Ожидаемые результаты:

Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию.

Отражение индивидуально-личностных позиций  в творческой деятельности.

Развитие художественного вкуса.

Овладение художественными терминами.

Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта.

Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета.

Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества

Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.

Формы оценивания и отслеживания результатов реализации программы

Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные методы. Диагностика (анкетирование, творчески задания) динамики художественного развития личности; определения результативности художественных и педагогических воздействий; активизации познавательной мотивации и творческих способностей.

Так же проводится педагогическое наблюдение. Каждый ребенок в течение календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня,  начиная от участия в выставках школьного объединения и заканчивая городскими, региональными и всероссийскими конкурсами.

Итогом творческой работы каждого ученика в процессе обучения станет проект. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Учебно-тематическое планирование

Первый год обучения. Ознакомительный этап:  7 – 8 лет.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 7 - 8 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук  проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов.  В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира.  В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Учебно-тематическое планирование

I год обучения

Тема

 

Кол-во

часов

1

«Знакомство с королевой Кисточкой».

.

1

2

«Что могут краски?»

 

2

3

«Изображать можно пятном».

 

2

4

«Осень. Листопад».

 

2

5

«Грустный дождик»

 

1

6

«Красоту нужно уметь замечать».

 

2

7

«Узоры снежинок».

 

2

8

Рисуем дерево тампованием.

 

1

9

«Портрет Снегурочки».

 

2

10

«Снежная птица зимы».

 

2

11

«Кто живёт под снегом».

 

2

12

«Красивые рыбы».

 

2

13

«Моя мама».

 

2

14

«Изображать можно в объёме».

 

1

15

«Мы в цирке».

 

2

16

«Фантастические цветы».

 

2

17

«Цветы и бабочки».

 

2

18

Обзорная экскурсия

 

1

19

«Я мечтаю».

 

2

20

Заключительное занятие.

 

1

 

Всего часов:

 

34

 

IIгод обучения

Тема

 

Кол-во

часов

1

Вводное занятие.

 

1

2

«Орнаментальная композиция».

 

1

3

«Изображать можно пятном».

 

2

4

«Осенние листья».

 

2

5

«Осеннее дерево».

 

2

6

«Сказочная птица».

 

2

7

«Зимний лес».

 

1

8

«К нам едет Дед Мороз».

 

2

9

«Ёлочка – красавица».

 

2

10

«Русская сказка с животными в костюмах».

 

3

11

«Кактусы».

 

2

12

Поздравление.

 

2

13

«Бабочка».

 

3

14

«Цветы весны».

 

3

15

«Город»

 

2

16

«Весна на другой планете».

 

3

17

Заключительное занятие.

 

1

 

Всего часов:

 

34

III год обучения

Тема

 

Кол-во

часов

1

Плоский орнамент и круглая форма.

 

1

2

«Сказочная рыба».

 

1

3

«Подводный мир».

 

2

4

«Осенний цветок».

 

2

5

«Осеннее настроение».

 

2

6

«Портрет животного».

 

1

7

«Первый снег».

 

2

8

«Портрет сказочного героя».

 

2

9

Задание на колорит

 

1

10

Коллективная работа "Новогодняя елка"

 

2

11

Зима-кружевница

 

2

12

коллективная работа

"Сказочный город"

 

3

13

«Портрет мамы»

 

2

14

«Цирк»

 

3

15

«Весенний пейзаж»

 

2

16

«Цветы с натуры»

 

2

17

«Цветы сказочные и фантастические».

 

2

18

Коллективная работа «Цветочная сказка»

 

2

17

Заключительное занятие.

 

1

 

Всего часов:

 

34

 

Содержание программы

Тема

Содержание темы

Кол-во

часов

1

«Знакомство с королевой Кисточкой».

Урок-игра.  Условия безопасной работы.

1

2

«Что могут краски?»

Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.

2

3

«Изображать можно пятном».

Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».

2

4

«Осень. Листопад».

Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.  Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.

2

5

«Грустный дождик»

Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

1

6

«Красоту нужно уметь замечать».

Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

2

7

«Узоры снежинок».

Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета  с белилами.

2

8

Рисуем дерево тампованием.

Создание творческие работы на основе собственного  замысла с использованием художественных материалов.

1

9

«Портрет Снегурочки».

Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

Изобразительные свойства гуаши.

2

10

«Снежная птица зимы».

Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.

2

11

«Кто живёт под снегом».

Урок – игра  на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

2

12

«Красивые рыбы».

Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.

2

13

«Моя мама».

Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.

2

14

«Изображать можно в объёме».

Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.

1

15

«Мы в цирке».

Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

2

16

«Фантастические цветы».

Аппликация на картоне с помощью цветных нитей. Освоение техники заполнения круга и угла. Составление композиции.

2

17

«Цветы и бабочки».

Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.

 

2

18

Обзорная экскурсия

«Здравствуй, мир!»

1

19

«Я мечтаю».

 Свободная композиция.

2

20

Заключительное занятие.

Выставка работ, награждение активных кружковцев.

1

 

Всего часов:

 

34

 

Прогнозируемые результаты

Обучаемые первого года обучения

Должны знать:

-       названия основных и составных цветов;

-       понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно,  роспись;

-       изобразительные основы декоративных элементов;

-       материалы и технические приёмы оформления;

-       названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

-       пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

-       полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

-       подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

-       владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

-       моделировать художественно  выразительные формы геометрических и растительных форм;

-       пользоваться материалами.

Второй год обучения. Развивающий этап: 9–10 лет.

Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.

Тема

Описание темы

Кол-во

часов

1

Вводное занятие.

Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.

1

2

«Орнаментальная композиция».

Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Организация плоскости.

1

3

«Изображать можно пятном».

Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку.

2

4

«Осенние листья».

Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша.

Линия, штрих, тон, точка.

2

5

«Осеннее дерево».

Живопись. Цветом обозначается и заливается пятно кроны дерева, плотно расположенное в листе. Затем кистью прорисовывается ствол, ветки и плоды. Декоративная проработка кроны листьями, узора на ветках, стволе. Контрастная заливка фона.

2

6

«Сказочная птица».

Декоративная композиция на освоение различных способов художественного выражения. Солёное тесто.

2

7

«Зимний лес».

Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.

1

8

«К нам едет Дед Мороз».

Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов.

2

9

«Ёлочка – красавица».

Впечатления о празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.

2

10

«Русская сказка с животными в костюмах».

Живопись. Декоративный и реалистический подход к композиции (решение костюма, передача окружения). Роль декоративного пятна.

3

11

«Кактусы».

Цветная графика. Натюрморт по наблюдению. Составить на листе композицию из кактусов, используя всё, или некоторые из наблюдаемых растений. Цветная акварельная подготовка и прорисовка тушью или фломастерами.

2

12

Поздравление.

Использование шаблона и трафарета. Штрих.  Выделение главного.

2

13

«Бабочка».

Декоративная композиция. Рисунок на картоне с помощью цветных нитей. Освоение техники заполнения круга и угла.

3

14

«Цветы весны».

Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

3

15

«Город»

Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.

2

16

«Весна на другой планете».

Живопись. Развитие фантазии, воображения, свобода эксперимента в технике. «Весна на голубой планете», «Розовый сад», «Планета золотых деревьев».

3

17

Заключительное занятие.

Выставка работ, награждение активных кружковцев.

1

 

Всего часов:

 

34

 

Прогнозируемые результаты

Обучаемые   второго года обучения

Должны знать:

-       особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

-       разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

-       творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;

-       основы графики;

-       правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

Должны уметь:

-       пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

-       пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);

-       различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

-       рисовать кистью элементы растительного орнамента;

-       выполнять орнамент в круге, овале, ленте;

-       проявлять творчество в  создании работ.

Третий год обучения. Исследовательский этап: 10–13 лет.

На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных  им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.

Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.

Содержание программы

Тема

Описание темы

Кол-во

часов

1

Плоский орнамент и круглая форма.

Декоративное рисование. Ритмический ряд, взаимодействие элементов, понятие фона и равновесия в композиции. «Фрукты на скатерти» - композиция из фруктов на ковре на контраст.

1

2

«Сказочная рыба».

Живопись. Плотная компоновка в листе, проработка рыбы орнаментом.

1

3

«Подводный мир».

Живопись. Ритмическое построение композиции, взаимосвязь составляющих её крупных и мелких элементов. Развитие фантазии, чувства колорита, цвета, ритма.

2

4

«Осенний цветок».

Живопись. Выполнение декоративного цветка в одной цветовой гамме. Возможна компоновка двух-трёх цветков.

2

5

«Осеннее настроение».

Живопись. Передать в цвете различные настроения осени (ранняя осень, поздняя, дождливая, ветреная, туманная).

2

6

«Портрет животного».

Цветная графика. Передача характера животного (хитрое, грустное, жалкое, злое). Средства: линия, пятно, штрих, силуэт, ритм, контраст.

1

7

«Первый снег».

Графическая композиция с включением городского или деревенского пейзажа, персонажей (людей, детей, собак и т.д.)

2

8

«Портрет сказочного героя».

Живопись. Подчинение колорита образному решению. Отразить в работе характер героя через его одежду, руки, жест, позу, выражения лица, причёску. Выбор сказочного героя: Снежная королева, Бармалей, Колдун, Морской царь, Баба-Яга, Царевна-Лебедь и др.

2

9

Задание на колорит

Живопись. Движение масс, линий в листе, как способ передачи настроений, эмоций, напряжения.

1

10

Коллективная работа "Новогодняя елка"

Задание - игра: коллективное  размещение игрушек на треугольнике елки и заполнение оставшихся пространств нарисованными бусами, свечками, конфетками.

2

11

Зима-кружевница

Освоение понятий ритма, пятна, линии как основных элементов графической выразительности.

2

12

коллективная работа

"Сказочный город"

Развитие пространственно-объемного изображения, соблюдение соразмерности элементов и подчинения их общему замыслу.

3

13

«Портрет мамы»

Развитие навыков работы по наблюдению, по памяти. Создание характера в портрете.

2

14

«Цирк»

Задача создания атмосферы цирка с использованием портрета циркового артиста (клоун, акробат, жонглер, дрессировщик, фокусник). Передача характера и движения основной фигуры.

3

15

«Весенний пейзаж»

Живопись. Передать в цвете различные состояния и весенние настроенияя в природе (весна в городе, в горах, весенняя пашня, поздняя цветущая весна)

2

16

«Цветы с натуры»

Живопись. Овладение приемами акварельной техники "по-сырому".

2

17

«Цветы сказочные и фантастические».

Цветная графика. Выполнение декоративного цветка в одной цветовой гамме.

2

18

Коллективная работа «Цветочная сказка»

Цветная графика. Сюжеты из сказок с Дюймовочкой, гномами, эльфами, муравьями и другими  маленькими существами.

2

17

Заключительное занятие.

Выставка работ, защита проектов, награждение активных кружковцев.

1

 

Всего часов:

 

34

Прогнозируемые результаты

Обучаемые   третьего года обучения

Должны знать:

-       отдельные произведения выдающихся мастеров прошлого и настоящего;

-       особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

-       закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

-       различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;

-       знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;

-       роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.

Должны уметь:

-       видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

-       выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу;

-       анализировать форму, конструкцию, пространственное положение, тональные отношение, цвет изображаемых предметов;

-       пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;

-       передавать тоном и цветом объём и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;

-       применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

Учебно-методическое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение: 

-       помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина;

-       оборудование (мебель, аппаратура ноутбук; проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.)

Инструменты и приспособления: краски гуашь не менее 12 цветов, акварель, кисти разной толщины, палитры, карандаши, ножницы.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

Методическое обеспечение:

-       видеотека (материалы по творчеству российских,  советских и зарубежных художников);

-       дидактические материалы на различных носителях,

-       методические материалы, наглядные пособия.

Способы отслеживание результатов: проведение выставок работ

Литература

Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2001

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.

Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. Проблема одаренности и индивидуальные цели воспитания. М., 1991, гл. XVII –с.345-349.

 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил.

А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.

Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.

Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. – 111с.: ил.

Даниэль С.М. Искусство видеть. – Л., 1990.

Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.

С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.

Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.

Претте М.К. Творчество и выражение. Т.1,2. – М., 1981, 1985.

 

Пояснительная записка

Проблема социальной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организаций) особенно актуальна на современном этапе российской действительности, т.к. в наше время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты. Несмотря на законодательные акты, издаваемые государством в целях обеспечения социальных гарантий воспитанников учреждений государственной поддержки, положение этих детей остается тяжелым; проблемы, связанные с процессом социальной адаптации этого контингента, актуализировавшиеся в последние годы, нуждаются в скорейшем разрешении. На обеспечение социальной защиты, воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государством и обществом затрачиваются значительные средства, а результаты далеко не всегда оправдывают ожидания, так как воспитанники детских домов, школ - интернатов, как правило, с большим трудом адаптируются в обществе.

У выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает ряд  проблем.

Одна из основных – неумение успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека, Гражданина и Семьянина.

Для тех, кто провел свое детство в стенах государственного учреждения, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного образца отношений “родитель-родитель”, “ребенок-родитель” приводит к смещению ценностных ориентацией детей–сирот, осложняет создание собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских штампов.

Процесс социализации в детских домах  и школах-интернатах отличается от процесса социализации детей из семей. Он характеризуется рядом особенностей, одна из которых описана М.Вульфом, и представляет собой ряд эклюзий (исключений). А именно:

-       семьи,

-       материальных отношений, обеспечивающих существование;

-       рынка труда;

-       институциональных и правовых систем, обеспечивающих гражданскую интеграцию;

-       систем социальных услуг и систем социальной безопасности.

Всё это формирует личность, часто неспособную адаптироваться в обществе.

В условиях воспитания ребёнка в государственном  учреждении формируется особая внутренняя позиция - «психологическое «капсулирование», которое состоит в отчуждённом отношении к другим людям и к себе (восприятии себя ничейным), отсутствие самостоятельности и ответственности за своё поведение. Для этой позиции характерны временная ограниченность или нереалистичность жизненных планов, инфантилизм. По словам, Г.В.Семья, воспитанники школ-интернатов и детских домов растут в условиях « псевдозащищённости».

 Одним из условий, обеспечивающих возникновение чувства психологической защищённости, является развитие социальной компетентности выпускника.

Сложности и проблемы в адаптации выпускников – следствие целого комплекса причин. Одна из основных – отсутствие государственной образовательной программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни для учреждений, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. К настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация: все образовательные учреждения имеют государственную программу, где четко определено содержание обучения, требования к знаниям и умениям учащихся. Таким образом, возникает противоречие между требованием подготовки воспитанников учреждений  к самостоятельной жизни и отсутствием государственных стандартов, определяющих минимальный объем знаний и умений, необходимых воспитанникам организаций для успешной социальной адаптации.

Учитывая вышесказанное и  статистические данные, которые  показывают уровень адаптации выпускников организации (из 100% выпускников учреждения в полной мере адаптировались к условиям проживания в социуме около 15% воспитанников) возникает необходимость создания в рамках учреждения программы дополнительного образования: «Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни» (далее – Программа)

Данная  Программа разработана, и находится в стадии реализации  в нашем учреждении.

Она направлена, прежде всего, на повышение социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Программа способствует знакомству с инфраструктурами, социальными ролями, которые предстоит освоить выпускникам.  В процессе реализации Программы у детей формируется  чувство ответственности перед собой и обществом, развиваются адаптивные стратегий поведения, дети учатся принимать себя со своими достоинствами и недостатками, умению видеть перспективу и планировать свое будущее.

«Подготовка воспитанников  к самостоятельной жизни» обеспечивает создание целостного воспитательного процесса и состоит из совокупности взаимосвязанных элементов. Основу её содержательного компонента составляет идея подготовки к семейной жизни, которая способствует развитию у воспитанников социально-бытовых умений и навыков, организации домашнего труда, самообслуживания, санитарно-гигиенических требований, межличностного общения и социального взаимодействия, формирует позитивное отношение к семье. Содействует развитию творческих способностей, обеспечивает эстетическое, нравственное, интеллектуальное развитие, познание жизни, самих себя, других людей с помощью вовлечения воспитанников в активную разнообразную деятельность.

Цель программы “Подготовка воспитанников  к самостоятельной жизни ”- оказание помощи в социальном становлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки воспитанников учреждения  к решению сложных социальных и психологических проблем, которые их ждут  на жизненном пути.

Основными задачами данного курса являются:

- Создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

- подготовка воспитанников  к самостоятельной жизни, успешной адаптации в социуме;

- осуществление воспитанниками своих конституционных прав и обязанностей, защиты нарушенных прав, ответственности за неисполнение возложенных на гражданина обязанностей;

- формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, гражданского мировоззрения, преодоление иждивенческих, потребительских качеств воспитанников.

- знакомство юношей и девушек с основами брачно–семейных отношений,

- воспитание потребности в создании семьи, готовности к вступлению брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей;

- овладение детьми навыками самообслуживания по уходу за собой, своим жилищем;

- знакомство с миром профессий и овладение элементарными профессиональными умениями;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- становление навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях.

Программа составлена по принципу дифференциального подхода - с учетом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников центра, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.

Программа имеет социально-педагогическую направленность и предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждении: занятия как социально - организованную форму обучения, нерегламентированные виды деятельности детей, организацию своего свободного времени в течение дня; и сочетает в себе различные виды деятельности.

«Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни» обеспечивает создание целостного воспитательного процесса и состоит из совокупности взаимосвязанных элементов. Основу её содержательного компонента составляет идея подготовки к семейной жизни, которая способствует развитию у воспитанников социально-бытовых умений и навыков, организации домашнего труда, самообслуживания, санитарно-гигиенических требований, межличностного общения и социального взаимодействия, формирует позитивное отношение к семье. Содействует развитию творческих способностей, обеспечивает эстетическое, нравственное, интеллектуальное развитие, познание жизни, самих себя, других людей с помощью вовлечения воспитанников в активную разнообразную деятельность.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 7 до 17лет.

Кадровое  обеспечение программы:

·         Ведущие  специалисты  программы – воспитатели, педагог-организатор

·          

·         Специалисты  организации – социальный  педагог, педагог-психолог,

·          

·         врач-педиатр.

·          

·         Для  эффективного  решения задач  программы, необходимо 

·          

·         взаимодействие  всех  специалистов, задействованных  в  реализации

·         программы.

 

Сроки реализации программы:  3 года, она рассчитана на систематические занятия в группе, по 4 занятия в неделю (4 часа).

Ежегодная продолжительность обучения 144 часа. Занятия рассчитаны на три основные возрастные группы детей, воспитывающихся в учреждении

1группа – дети в возрасте 7– 10 лет;

2группа– дети в возрасте 10 – 14 лет;

3 группа– дети в возрасте 14– 17лет.

Формы и методы учебных занятий.

В данной образовательной программе учитывается необходимость таких форм и методов учебных занятий, которые позволяют активизировать познавательную деятельность воспитанников, развивать креативные качества личности.

Самые разнообразные формы и методы используются в реализации курса: лекционные, дискуссионные, творческие работы, игровые занятия, ролевые игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, моделирование и анализ проблемных ситуаций, тренинги.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

ВОЗРАСТ ВОСПИТАННИКОВ: от 7 до 10 лет

№ п/п

Наименование

Всего часов в

год

                    В том числе

  В месяц

В неделю

I

Социально-бытовая ориентировка.

36

4

1

 

а) «Домоводство»

12

4

1

б) «Кулинария»

12

4

1

в) “Техника безопасности быта. Бытовые приборы и работа с ними”.

12

4

1

II

Здоровье.

72

4

1

III

Взаимодействие с различными социальными инфраструктурами.

18

 

1

IV

Подготовка к созданию семьи и семейной жизни.

20

2

1

 

Итоговый контроль.

 

 

 

 

Итого

146

28

7

 

 

 

 

 

 

I Раздел. Социально -бытовая ориентировка

А

                                                  Домоводство

№п/п

Тема

Всего часов

теоретических

практических

1.

Дом, в котором ты живешь.

 

2

1

1

2.

Гигиена жилья. Уборка помещений

2

1

1

3.

Твои игрушки и их место в доме.

3

1

1

4.

Животные в доме и уход за ними.

1

1

1

5.

Комнатные растения и уход за ними.

2

1

1

6.

Стирка белья. Утюжка белья

2

1

1

 

 

12

6

6

           

 

Б

                       Кулинария

 

 

№ п/п

Тема

Всего часов

теоретических

практических

1.

Значение питания для здоровья человека

1

1

 

2.

Гигиена приготовления пищи.

1

1

 

3.

Салаты

2

1

1

4.

Каши

2

 

2

5.

Мясо и мясные продукты

2

 

2

6.

Рыба и рыбные продукты

2

 

2

7.

Хлеб – всему голова

2

1

1

 

 

12

4

8

  В                                           Техника безопасности

 

 

1.

 

 

 

 

Бытовые приборы и их роль в домашнем хозяйстве.

1

1

 

2.

Техника безопасности при работе с бытовыми приборами

1

1

 

3.

Утюг.

1

 

2

4

Холодильные установки.

2

1

1

5.

Осветительные приборы.

2

 

2

6.

Пылесос.

2

 

1

7.

Аудио- и видеоаппаратура

1

 

1

8.

Электрические стиральные машинки

2

1

1

 

 

12

4

8

             

 

 

                                               

II. Раздел. Здоровье.

№ п/п

 Тема

Всего часов

теоретических

практических

1.

Что значит быть здоровым?

3

2

1

2.

Роль утренней зарядки для здоровья человека

5

2

3

3.

Закаливание. От обливания до «моржа»

3

1

2

4.

Режим дня

4

2

2

5.

Гигиена тела и гигиена одежды.

12

2

10

5.

Витамины и их роль для здоровья

4

2

2

7.

Правила здорового питания

6

2

4

8.

Роль сна для здоровья человека

2

2

 

9.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

9

2

7

10.

Занятия спортом

11

2

9

11.

Релаксация

6

2

4

12.

Вредные привычки

5

2

3

13.

Медикаменты и правила их употребления

2

2

 

 

 

72

25

47

 

 

III. Раздел  “Взаимодействие с различными социальными

инфраструктурами”

 

 Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1.

Город и его предприятия.

1

1

 

2.

Образовательные учреждения города: школы, детские ясли и сады

2

1

1

3.

Детская поликлиника и детское отделение

2

1

1

4.

Аптека и оптика

2

1

1

5.

Дороги и улицы города

2

1

1

6.

Общественный транспорт.

2

1

1

7.

Телеграф и почта

1

 

1

8.

Парикмахерская.

2

1

1

9.

Магазины города

2

1

1

10.

Учреждения культуры и спорта

2

1

1

 

 

18

9

9

 

 

 

 

 IV. “Подготовка к созданию семьи и семейной жизни”

 

№ п/п

 Тема

Всего часов

теоретических

практических

1.

Русские сказки

2

1

1

2.

Обряды народной жизни.

2

1

1

3.

Народные традиции русской семьи.

2

1

1

4.

Домашний очаг

2

1

1

5.

Семья и ее роль в жизни человека

2

1

1

6.

Нравственные основы семьи.

1

1

 

7.

Родственники и родные люди

2

1

1

8.

Русское хлебосольство.

1

 

1

9.

Семейные праздники

2

 

2

10.

Домашний труд в семье.

2

 

2

12.

Семь Я. Семейные роли

2

1

1

 

 

20

8

12

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

ВОЗРАСТ ВОСПИТАННИКОВ: от 10лет  до 14 лет

№ п/п

Наименование

Всего часов

в

год

                    В том числе

  В месяц

В неделю

I

Социально-бытовое ориентирование .

36

4

1

а) “Кулинария”;

36

4

1

б) “Домоводство”;

20

8

2

в) “Техника безопасности быта. Бытовые приборы и работа с ними”.

12

4

1

II

Здоровье.

30

4

1

III

Взаимодействие с различными социальными инфраструктурами.

25

4

1

IV

Подготовка к созданию семьи и семейной жизни.

36

4

1

V

Итоговый контроль.

 

 

 

 

Итого

144

16

4

 

 

I Раздел. Социально -бытовая ориентировка

А

                                                  Домоводство

№п/п

Тема

Всего часов

теоретических

практических

1.

Гигиена жилого помещения.

1

 

1

2.

Еженедельная уборка помещения.

1

 

1

3.

Интерьер жилого помещения.

1

1

 

4.

Генеральная уборка жилища.

1

 

1

5.

Правила носки и хранения одежды.

1

 

1

6.

Уход за обувью.

1

 

1

7.

Мелкий ремонт верхней одежды.

3

1

2

8.

Уход за меховыми вещами.

1

 

1

9.

Хранение шерстяной одежды летом.

1

1

 

10.

Выведение пятен.

1

 

1

11.

Приемы работы при ручном шитье.

1

 

1

12.

Ручные швы.Штопка.

1

 

1

13.

Работа на швейной машине.

2

 

2

15.

Ручное шитье и вышивание.

1

 

1

16.

Стирка и глаженье белья

3

1

2

 

 

20

4

16

           

 

Б

                       Кулинария

 

№ п/п

Тема

Всего часов

теоретических

практических

1.

Значение питания для здоровья человека.

1

1

 

2.

Гигиена приготовления пищи.

1

1

 

3.

Составление меню. Режим питания.

3

1

2

4.

Подготовка овощей для приготовления блюд.

Овощные салаты.

3

1

2

5.

Молоко. Молочные продукты

3

1

2

6.

Каши.

3

1

2

7.

Горячие напитки.

2

1

1

8.

Мясо и мясные продукты. Гарниры к мясу

2

1

1

9

Приправы и соусы к мясу.

2

1

1

10

Рыба. Рыбные блюда и гарниры к ним.

3

1

1

11

Компоты и кисели из ягод и фруктов.

3

1

1

12

Соление, квашение, маринование овощей.

3

1

2

13

Сушение и консервирование фруктов.

3

1

2

14

Ежедневная сервировка стола.

2

1

1

15

Сервировка праздничного стола.

2

1

1

16

Правила поведения за столом

1

1

 

 

 

36

16

19

             

 

В    Техника безопасности

№ п/п

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1.

Роль бытовых приборов в жизни человека

2

1

1

2.

Пылесос.

1

 

1

3.

Электрические нагревательные приборы.

2

1

1

4.

Бытовая аудио- и видеоаппаратура

2

1

1

5.

Холодильные установки.

1

1

 

6.

Осветительные электроприборы.

2

1

1

.

 

10

5

5

 

II. Раздел. Здоровье.

№ п/п

 Тема

Всего часов

теоретических

практических

1.

Правила ЗОЖ

4

1

3

2.

Лекарственные препараты. Отравление медикаментами

3

1

2

3.

Простудные заболевания, грипп и ОРВИ

4

2

2

4.

Растяжения, разрывы связок, ушибы, и переломы.

3

1

2

5.

Кровотечения.

2

1

1

6.

Утопление.

1

 

1

7.

Электротравмы. Поражение молнией.

2

1

1

8.

Тепловой и солнечный удар.

2

1

1

9.

Укусы насекомых, змей.

3

1

2

10.

Отравление. Промывание желудка. Противоядия

3

1

2

11.

Профилактика здорового образа жизни

3

1

2

 

 

30

11

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Раздел  “Взаимодействие с различными социальными

инфраструктурами”

 

 

 

 Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1.

Вводное занятие.

1

1

 

2.

Жилищно-коммунальное хозяйство

3

1

2

3.

Почта и телеграф

3

1

2

4.

Сберегательная касса.

3

1

2

5.

Поликлиника.

3

1

2

6.

Парикмахерские услуги

3

1

2

7.

Магазины города и оптовые базы

3

1

2

8.

Общественный транспорт.